дневник ру войти на свою страницу войти без логина и пароля богданович

Минимум, необходимый, чтобы
научиться видеть смысл в парадном портрете XVIII века

В русской литературе XVIII столетия есть произведение, построенное как беседа оживших портретов. Его автором была сама императрица Екатерина II. Это пьеса под названием «Чесменский дворец», в которой разыграна беседа картин и медальонов, будто бы подслушанная ночью сторожем. Героями сочинения стали не вымышленные полотна из вымышленного замка, а дей­ствительно существующие портреты исторических лиц, по большей части монархов Европы — современников Екатерины и членов их семей.

В пьесе Екатерина выставляет европейских властителей не в лучшем свете, подтрунивая над их слабостями и недостатками, но на самих портретах правители представлены совершенно иначе. Глядя на них, трудно поверить, что изображенные монархи могут вести такие малозначительные разговоры.

Это характернейшие образцы парадного портрета — художники были преисполнены почтения по отношению к своим моделям. В России такой тип портрета появился как раз в XVIII веке.

На протяжении шести столетий (с XI века до XVII) древнерусская живопись, продолжая византийскую традицию, развивалась почти исключительно в церковном русле. В чем отличие иконы от картины? Совсем не в том, что сюжеты для иконописи черпаются из Священного Писания и других церковных текстов и что на иконах изображаются Иисус, его ученики и причисленные к лику святых. То же можно видеть и на картинах — в религиозной живописи. Важнее, что икона — это образ, предназначенный для молитвы; через нее верую­щий обращается к Богу. Иконописец пишет не лицо, а лик, образ святости; икона — знак горнего мира, духовного бытия. Отсюда особые правила (канон) и художественные средства иконописи. Задача портретиста иная — это прежде всего рассказ о человеке.

В XVII веке на Руси стали появляться первые светские портреты — изобра­жения царей и их приближенных. Они назывались «парсуны», от латинского слова persona — личность, лицо. Но целью парсуны было все же не столько запечатлеть конкретную личность (хотя черты лица в этих изображениях индивидуализированы), сколько прославить человека как представителя знатного рода. Появилась новая техника: письмо темперой по дереву сменила живопись маслом на холсте. Но художественные средства парсуны восходят к иконописи: первые портреты создавались выходцами из Оружейной палаты (важнейшего центра художественной жизни XVII века), точнее — из ее иконописной мастерской.

Первые десятилетия XVIII века ознаменовалось грандиозными преобра­зо­ваниями Петра I, охватившими все сферы жизни страны. Многое из того, что делал Петр, имело начало еще в предшествующем столетии, но он придал решительное ускорение этим процессам, желая реформировать Россию сейчас же, немедленно. Решение новых государственных задач сопровождалось созиданием новой культуры. Двумя главными тенденциями были обмирщение (веду­щим становилось искусство не религиозное, а светское, отвечавшее новым интересам и потребностям) и приобщение к европейскими традициям, в том числе и в изобразительном искусстве.

Петр стал приобретать произведения античного и европейского искусства, его примеру последовали и его сподвижники. Он приглашал в Россию европейских мастеров, которые должны были не только выполнять заказы, но и воспитывать русских учеников. Русских художников отправляли учиться за границу на государственный счет (это называлось «пенсионерство», поскольку ученики получали «пенсион» для поездки). Петр мечтал и о соз­да­нии Академии художеств. Осуществить это удалось уже его дочери Елизавете, учредившей в 1757 году в Петербурге Академию трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры и архитектуры). Основание Академии стало логическим завершением преобразований в искус­стве. Сюда были приглашены иностранные художники-педагоги, была возрождена традиция пенсионерства, прервавшаяся при первых преем­никах Петра. Но главное — была перенята европейская система худо­жествен­ного образования, то есть особая последовательность и приемы обучения.

Для осуществления реформ Петру требовались деятельные сподвижники. Теперь человек оценивался с точки зрения пользы, которую он приносит госу­дарству, — «по заслугам личностным», а не в силу принадлежности к древнему роду. Новое понимание роли личности нашло отражение в разви­тии жанра портрета, и прежде всего в его парадной форме, напрямую связанной с государственными задачами.

Главная задача парадного портрета — показать зрителям высокое социальное положение человека. Поэтому на таких портретах модель предстает в том костюме, в том интерьере и в окружении тех «аксессуаров», которые указывают на ее высокий статус: всегда в роскошных одеяниях и на фоне великолепных дворцовых залов, если это монарх — то с атрибутами власти, если государ­ственный деятель или полководец — то с орденами и другими знаками отличия, определяющими место человека в государственной иерархии.

Однако не только атрибуты позволяют художнику указать на общественный престиж человека. Существует целый набор художественных средств, которые мастера XVIII века использовали в парадных портретах, чтобы внушить зри­телю мысль о значимости героя. Во-первых, это картины большого формата. И уже это определяет дистанцию в отношениях со зрителем: если миниатюру можно взять в руки, приблизить к себе, то на такой портрет необходимо смотреть с расстояния. Во-вторых, на парадном портрете модель изображается в полный рост. Еще один прием — низкий горизонт. Горизонт — видимая граница неба и земной поверхности, которая находится примерно на уровне глаз человека; в живописи условная, воображаемая линия горизонта стано­вится для худож­ника ориентиром при построении композиции: если в ком­пози­ции картины она задана низко, у зрителя возникает ощущение, будто он смотрит на изобра­жение снизу вверх. Низкий горизонт выделяет фигуру, придает ей мощь, величие.

Парадные портреты, обрамленные золочеными рамами, помещались в двор­цовых залах; над портретом монарха мог находиться балдахин. Уже сама обстановка, в которой они демонстрировались, диктовала зрителям стиль поведения. Картина как бы замещает того, кто на ней представлен, и вести себя перед ней зрителю подобает так же, как и в присутствии самой модели.

Парадному портрету всегда свойственна панегирическая (то есть торже­ственная, восхваляющая) интонация: модель — это обязательно совершенный монарх, или великий полководец, или выдающийся государственный деятель, воплощение тех добродетелей, которые должны быть свойственны его сану и роду деятельности. Поэтому довольно рано сформировался набор устой­чивых формул — иконографических схем (позы, жесты, атрибуты), которые выражали определенные идеи. Они превратились в своего рода закодиро­ванные сообщения, которые с незначительными вариациями повторялись от одного портрета к другому. Зато и отступления от таких канонов чувство­вались особенно остро и всегда были исполнены смысла.

В искусстве XVII–XVIII веков широкое распространение получила аллегория. Аллегория (от греч. allegoria — «говорить иначе») — это художественный образ, в котором абстрактные понятия (справедливость, любовь и другие), которые сложно передать в зримой форме, представлены иносказательно, их значение передает какой-либо предмет или живое существо. Аллегорический метод построен на принципе аналогии. Например, в мире аллегорий лев — это вопло­щение силы, поскольку этот зверь силен. Любое аллегорическое изображение можно воспринимать как текст, переведенный на язык живописи. Зритель должен осуществить обратный перевод, то есть расшифровать смысл аллего­рической композиции. Как художественный прием аллегория используется и в наши дни. И вы можете попробовать аллегорически изобразить то или иное понятие, исходя из собственных представлений и знаний. Но все ли вас поймут? Существенной чертой искусства XVII–XVIII веков была регламентация смысла аллегорий. Изображению присваивалось конкретное значение, и это обеспечивало взаимопонимание художника и зрителя.

Важнейшим источником аллегорий была античная мифология. Например, на портрете итальянского художника Якопо Амикони Петр I представлен с Минервой — богиней мудрой войны (ее можно узнать по атрибутам: кольчуге и копью). Амур венчает Петра императорской короной — в 1721 году Россия была провозглашена империей. Таким образом картина прославляет Петра как мудрого правителя, победившего шведов в Северной войне и благодаря этому поднявшего международный статус России.

Но один и тот же предмет или существо могут в разных ситуациях выступать в качестве аллегорий разных понятий, поэтому интерпретировать их следует в зависимости от контекста. Например, сова может выступать спутницей как Минер­вы, богини мудрости (сова считалась умной птицей), так и алле­гории Ночи (сова — ночная птица). Чтобы зрителям было проще считывать смыслы, составлялись особые справочники (или «иконологические лексиконы»).

В произведении изобразительного искусства аллегория могла присутствовать как отдельный мотив. Так, на картине Иоганна Готфрида Таннауэра «Петр I в Полтавской битве» Петр представлен верхом на коне на фоне битвы, изобра­женной вполне реалистично. Но над ним, победителем, парит крылатая фигура Славы с трубой и венцом.

Однако чаще аллегории складывались в целую систему, в рамках которой они вступали в сложные взаимоотношения друг с другом. Придумывали такие аллегорические системы обычно не сами художники, а «инвенторы». В разное время в этой роли могли выступать представители духовенства, деятели Академии наук, преподаватели Академии художеств, историки и литераторы. Они, как сегодня сценаристы, сочиняли «программу», которую художнику следовало воплотить в произведении.

Во второй половине XVIII века художники и зрители в такой мере овладели аллегорическим языком, что цениться стало остроумное переосмысление традиционных образов, недосказанность, намек. А к концу столетия аллего­рические изображения добродетелей в виде богов или людей постепенно и вовсе исчезли из парадного портрета. Их место занял предмет-атрибут, который, как и аллегория, сообщал идею сочинения, но в то же время не нарушал принцип жизнеподобия — выражаясь языком XVIII столетия, приличествовал представленной ситуации.

Сравним, например, два портрета Екатерины II кисти Иоганна Баптиста Лампи — «Портрет Екатерины II с фигурами Истории и Хроноса» и «Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истины и Силы (Крепости)». Они были созданы почти одновременно. Но в первом История и Хронос (Время) изображены как люди — женщина и старец с соответствующими атрибутами: История заносит деяния Екатерины в свои письмена, а Хронос с косой у под­ножья ее трона взирает на императрицу с восхищением — над нею не властно время. Это существа из плоти и крови, они могут взаимодействовать с Екате­риной, общаться с нею. Во втором портрете Истина и Крепость тоже показаны аллегорически — в образе женских фигур: одна — Истина — с зеркалом, вторая — Крепость — с колонной. Но здесь одушевленные воплощения идей представлены не как живые люди, а как их скульптурные изображения. Кар­тина, с одной стороны, становится жизненно правдивой (такие скульптуры вполне могли присутствовать в интерьере, где императрица представала очам подданных), а с другой — по-прежнему передает зашифрованную в аллего­рическом образе идею. При этом аллегорический образ теперь «спрятан» как изображение в изображении.

Как смотреть парадный портрет– пример

Перед нами — «Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия», авторский вариант 1783 года. Дмитрий Левицкий создал несколько версий этого портрета, а впоследствии его неоднократно повторяли и другие художники.

Понять аллегорическую программу портрета помогают несколько сочинений, написанных самим Левицким и его современниками. В 1783 году в журнале «Собеседник любителей российского слова» были опубликованы стихи поэта Ипполита Богдановича:

Левицкий! начертав российско божество,
Которым седьм морей покоятся в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество. Желая подражать парнасских сестр союзу,
Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу
Российско божество пером изобразить;
Но Аполлон его ревнует сам хвалить.

Не раскрывая программу портрета в подробностях, Богданович выразил основную идею: художник, в творческом союзе с музой, изобразил Екатерину, уподобив ее богине, благодаря которой благоденствует вся страна, омываемая семью морями.

В ответ художник написал собственное, более обстоятельное объяснение смысла портрета, которое было напечатано в том же издании:

Левицкий указывал также, что замыслом портрета он обязан «одному люби­телю художеств, который имя просил его не сказывать». Впоследствии выяс­нилось, что «инвентором» был Николай Александрович Львов — мастер, одаренный в ренессансных масштабах: он был архитектором, рисовальщиком, гравером, поэтом, музыкантом, теоретиком и историком искусства, душой литературного кружка, в который входили выдающиеся поэты того времени.

Еще один текст, который возник в связи с этим портретом, — знаменитая ода Гавриила Державина «Видение мурзы» (1783 год).

Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена, —
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной. Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны,
Служила вышню божеству. Орел полунощный, огромный,
Сопутник молний торжеству,
Геройской провозвестник славы,
Сидя пред ней на груде книг,
Священны блюл ее уставы;
Потухший гром в кохтях своих
И лавр с оливными ветвями
Держал, как будто бы уснув.

Полностью текст оды можно прочитать здесь

«Портрет Екатерины-законодательницы» часто сопоставляют с «Портретом Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» кисти Владимира Боро­ви­ковского. На обеих картинах представлена одна и та же модель, но сами они совершенно разные. Первая — яркий пример парадного императорского портрета, вторая же — красноречивый образец портрета камерного.

В чем различие парадного и камерного типов портрета? Парадный портрет создается с целью продемонстрировать высокий статус модели, ее место в общественной иерархии. В камерном портрете художник приоткрывает иную сторону жизни человека — частную. Разные задачи обусловливают разность художественных приемов. «Портрет Екатерины II на прогулке» небольшого размера (94,5 x 66 см) — и это сразу ориентирует зрителя на камерное восприятие. Чтобы рассмотреть портрет, к нему нужно подойти. Он словно приглашает нас не робея приблизиться, тогда как портрет большого формата заставляет застыть на почтительной дистанции. Екатерина в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног, без привычных атрибутов императорской власти, не в пышных дворцовых залах, а в уединенном саду — она предстает не богоподобной правительницей, а будто бы простой помещицей. Портрет воспевает красоту человеческого бытия в естественном окружении.

Вход в электронный дневник

Для каждой области и города электронный дневник школьника имеет собственную уникальную ссылку с кодом региона. Выглядит она так: xx. dnevnik. ru, где xx – это номер вашего региона для входа. Вы можете напрямую вводить ссылку для перехода и авторизации на сайт, либо воспользуйтесь нашим списком с удобной таблицей для пользователя системы, нажав на кнопку ниже.

Выбор своего региона

Вход в Дневник. ру через Госуслуги

О том, как создать учетную запись пользователя в ЕГПУ Госуслуги мы написали ниже, а сейчас пошаговая инструкция о том, как зайти в электронный дневник.

Выполните следующие действия:

Создание аккаунта в ЕСИА в системе Госуслуг

Кроме этого нужно подтвердить аккаунт после регистрации в Госуслугах, это можно выполнить через сайт полностью и онлайн, либо через почтовое отделение «Почты России» (получив код авторизации), «Ростелеком», через МФЦ (по паспорту и СНИЛС), Банк и другие центры в вашем городе. Полный список на активацию можно найти на сайте Госуслуг.

Обратите внимание! Детям до 14 лет для использования платформы Дневник. ру через личный кабинет Госуслуги достаточно упрощенного профиля.

Регистрация

  • Откройте официальный сайт dnevnik.ru.
  • Во вкладке «Личные данные» укажите персональную информацию. Нажмите «Далее».
  • Заполните свои Номер мобильного телефона и Адрес электронной почты.

Учтите! Указывайте только свои номер и email, а так же создайте надёжный пароль в целях вашей безопасности. Далее вы можете пользоваться системой через портал Госуслуг либо напрямую.

Авторизация в Дневник. ру для регионов и областей РФ

В первую очередь Дневник. ру предназначен для ведения электронного журнала: замены, перенос уроков, составление и назначение расписания классу за весь отчётный период или сетку по всем учителям сразу, простановка оценок в личном кабинете.

Создание домашних заданий для всех с помощью «умного модуля», либо отдельным ученикам, копировать задания, следить за успеваемостью. Сервис предлагает возможность дистанционного обучения и даже использования Дневник. ру на мобильном приложении IOS или Android.

Список основных разделов преподавателя:

  • Страница школы и ее администрирование
  • Расписание и уроки
  • Электронный журнал
  • Управление домашними заданиями
  • Отчёты
  • Дистанционное обучение
  • Мобильный журнал
  • Учебные планы
  • Журналы учёта теоретического и практического обучения
  • Замечания к ведению журналов
  • Поддержка справочников специальностей и профессий
  • Ведение реестра справок
  • Специализированные отчеты

Ученикам

Помимо стандартных особенностей на «Моей странице» в электронном журнале есть онлайн библиотека, в которой есть множество произведений школьной программы, аудиофайлы, презентации и т. Ученик способен превратить свои страницу в портфолио и целый личный блог! Дневник. ру позволяет ребёнку просто общаться не только с одноклассниками и преподавателями, но и с учащимися других школ.

И наконец  — на платформе проводятся конкурсы для участия самому или всем классом. За прохождение которых возможно получение призов, например грамоты, дипломы, сертификаты!

Основные плюсы школьнику:

  • Образовательные ресурсы
  • Просмотр оценок, расписания уроков, домашних заданий, контрольных и диктантов
  • Портфолио
  • Общение
  • Конкурсы
  • Центр образовательных приложений

Родителям

Список преимуществ для родителя:

  • Дневник ученика и статистика, отметки
  • Домашние задания
  • Уведомления об учёбе, собраниях для родителей
  • Общение с учителями и другими родителями
  • Центр полезных приложений
  • Почта

Мобильное приложение на телефон

Чтобы использовать систему так же существует мобильное приложение для смартфонов, которое полностью содержит в себе полный функционал портала.

Для Андроид

Возможности приложения для владельцев Android и iPhone:

  • Узнавайте все о школе на одном экране
  • Получайте push-уведомления об объявлениях и оценках
  • Взаимодействуйте с учителями и родителями через объявления
  • Вместе с маячком всегда знайте где ваши дети. Незачем волноваться.
  • Просматривайте подробные отчеты об успеваемости
  • Не пропускайте важные работы и получайте прогнозы оценок
  • Отмечайте прогресс выполнения домашних заданий
  • Одна подписка теперь распространяется на всю семью и все устройства

Часто задаваемые вопросы

Не переживайте, если вы забыли или потеряли ваши данные от учетной записи. Прежде всего для восстановления вы можете обратиться к администратору или вашему классному руководителю / завучу, он выдаст новый.

Самостоятельно восстановить данные для входа возможно, если пользователь ранее уже подтвердил мобильный телефон и email в своём профиле. Для этого потребуется следующее:

  • На главной странице сайта выберите пункт «Восстановите доступ».
  • Укажите тип проблемы (что было утеряно).
  • В зависимости от выбранной проблемы укажите необходимую информацию и следуйте инструкции на сайте.

Как узнать пароль от дневника ру?

Чтобы самостоятельно восстановить ваши данные, перейдите на странице входа в электронный журнал по ссылке “Забыли пароль?” После этого введите электронную почту, указанную вами при регистрации и нажмите на красную галочку. На электронную почту придет письмо с инструкциями по сбросу пароля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *